Экономика и финансы: 09/19/11

Безбилетный проезд на электричках ежегодно лишает бюджет компаний-перевозчиков порядка 4 млрд руб. Таковы оценки ущерба главы ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Владимира Якунина. Он сожалеет, что проблема «зайцев» в электричках стала массовой, а бороться с ней на законодательном уровне пока невозможно.

Безбилетники наносят железной дороге колоссальный ущерб, сокрушается Владимир Якунин. «На эти деньги можно увеличить парк на 50 электропоездов при средней стоимости каждой электрички в 80 млн руб.», — поделился расчетами руководитель РЖД в своем блоге. Но пока что неоплата проезда в электричке воспринимается обществом «сверхтолерантно», показали результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

«Главный вывод ВЦИОМ: Россия — страна «зайцев». Почти две трети опрошенных (63%) считают электричку транспортом, проезд в котором можно не оплачивать, при этом электричка входит в тройку самых востребованных видов транспорта. Самые злостные безбилетники — мужчины 40—45 лет, то есть одна из самых трудоспособных категорий населения», — возмущается Якунин. Безбилетный проезд граждане мотивируют отсутствием денег, рассказывает глава РЖД. Треть опрошенных относятся к «зайцам» либо с пониманием, либо с безразличием. «При этом они не видят (или не хотят видеть) связи между стабильностью оплаты за проезд и качеством парка общественного транспорта, хотя эта связь очевидна», — удивлен глава РЖД. Он добавил, что на слушаниях в Общественной палате он подал идею десятикратно увеличить штраф за безбилетный проезд и отлавливать «зайцев» силами транспортной милиции. В настоящее время штраф в электричках составляет 50—100 руб. При этом тарифы на пригородные перевозки в несколько раз превышают штрафы за безбилетный проезд. Три часа поездки на электричке обходится пассажирам в сумму более 250 руб. Последнее повышение тарифов на подмосковные электрички было в начале 2010 года. Тогда тарифы на проезд в пригородных поездах, по данным Минтранса, в среднем должны были повыситься на 12%. Однако в московском регионе — одном из крупнейших транспортных железнодорожных узлов в стране — цены на билеты возросли более значительно, на 18%. При этом изменилась система оплаты проезда при пересечении границы между Москвой и Подмосковьем. Тарифы стали суммировать, что привело к минимальной стоимости билета в 42,5 руб. для пассажиров, даже если они проезжали всего одну остановку. Из-за изменения подхода к тарификации стоимость абонентских билетов между некоторыми станциями, близкими к границе Москвы и области, возросла в три—пять раз.

 Такое резкое повышение тарифов вызвало большой общественный резонанс, одно из Обществ защиты прав потребителей подало против РЖД судебный иск. Повышение стоимости проезда в разы затронуло многих жителей ближнего Подмосковья, работающих в Москве. В итоге новый порядок расчетов продержался чуть больше месяца. Компания вернулась к прежней системе расчета оплаты за проезд в электричках. Однако размер повышения тарифов был оставлен на прежнем высоком уровне — около 18%.